ap_love_82 (ap_love_82) wrote,
ap_love_82
ap_love_82

Category:

Все прогрессы реакционны, если рушится человек!

Все прогрессы реакционны, если рушится человек! Эти слова, сказанные Андреем Вознесенским, приобретают особую актуальность именно сегодня – в условиях, когда слишком многое объективно свидетельствует о том, что прежний каркас Модерна начинает трещать по швам! А если это так, то вопрос о новом человеке, новом гуманизме сегодня становится для человечества тем самым гамлетовским «быть или не быть», что только по-настоящему и имеет значение, отодвигая далеко на периферию всё остальное.

В той части Фауста Гёте, которая называется «Пролог не небе», между Господом и Мефистофелем завязывается любопытный разговор. В этом разговоре Мефистофель, противопоставляя себя ангелам, возвышенно рассуждающим о планетах и гармонии вселенной, заявляет о том, что высокопарные тирады ему чужды, и что он с гораздо большей охотой поговорил бы о человеке:

Мефистофель:

К тебе попал я, боже, на прием,
Чтоб доложить о нашем положенье.
Вот почему я в обществе твоем
И всех, кто состоит тут в услуженье.
Но если б я произносил тирады,
Как ангелов высокопарный лик,
Тебя бы насмешил я до упаду,
Когда бы ты смеяться не отвык.
Я о планетах говорить стесняюсь,
Я расскажу, как люди бьются, маясь.
Божок вселенной, человек таков,
Каким и был он испокон веков.
Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет.
Прошу простить, но по своим приемам
Он кажется каким-то насекомым.
Полу летя, полу скача,
Он свиристит, как саранча.
О, если б он сидел в траве покоса
И во все дрязги не совал бы носа
Господь:

И это все? Опять ты за свое?
Лишь жалобы да вечное нытье?
Так на земле все для тебя не так?

Мефистофель:

Да, господи, там беспросветный мрак,
И человеку бедному так худо,
Что даже я щажу его покуда.

О чем здесь говорит Мефистофель?.. Он говорит о том, что человек, вообще говоря, по природе своей - скотина, но, получив в подарок искру божью, он стал при этом особенной скотиной! Проект модерн – эпоха, ознаменовавшая собой последнее полутысячелетие – говорит о том, что человек уже в самой своей человеческой сути неисправимо зол …и в нем уже самой природой заложена программа грызни с ближним за место под солнцем. Человек человеку - волк! (Homo homini lupus est!) и т.д…. Но если это его злое начало в человеке взять под контроль – стянуть каркасом неких многочисленных запретов и ограничителей - законов, морали, нравственности и т.д. – то это злое начало в нём можно канализировать, т.е. направить его в русло, где зло может быть использовано во благо. Да, атомная энергия может разрушить мир, но если взять её под контроль, заключив в реактор, то та же самая энергия может давать свет и тепло.

Великий австрийский психолог и мыслитель Виктор Франкл на этот счет пишет следующее:

Следует сказать о якобы имеющейся возможности канализировать и сублимировать «агрессивные потенциалы». Мы, психологи, могли бы показать, как агрессивность, которую якобы можно переключить на безвредные объекты – например, на телеэкран, - в действительности лишь подкрепляется этим и, подобно рефлексу, еще сильнее закрепляется.

Социолог Кэролин Вуд Шериф опровергла бытующее представление о том, что спортивные состязания представляют собой эрзац-войну без кровопролития. Наблюдения за тремя группами подростков в закрытом летнем лагере показали, что спортивные состязания не снижают, а, наоборот, усиливают взаимную агрессию. Однако, что самое интересное, был один случай, когда взаимную агрессию обитателей лагеря, как рукой сняло. Ребят пришлось мобилизовать для транспортировки в лагерь завязших в глинистой почве тележек с продовольствием. Отдавшись делу, хоть и трудному, но осмысленному, они буквально забыли про свою агрессию.

Здесь я скорее вижу новый конструктивный подход к исследованию проблем мира, чем в бесконечном пережевывании темы «агрессивных потенциалов», призванном убедить человека, что насилие и войны – это его судьба. На самом же деле, похоже, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум. (В. Франкл, «Человек в поисках смысла»)


И всё же порядок вещей нелеп.
Люди, плавящие металл,
ткущие ткани, пекущие хлеб, -
кто-то бессовестно вас обокрал.

Не только ваш труд, любовь, досуг –
украли пытливость открытых глаз;
набором истин кормя из рук,
уменье мыслить украли у вас.

На каждый вопрос вручили ответ.
Всё видя, не видите вы ни зги.
Стали матрицами газет
ваши безропотные мозги.

Вручили ответ на каждый вопрос...
Одетых и серенько и пестро,
утром и вечером, как пылесос,
вас засасывает метро.

Но вот однажды, средь мелких дел,
тебе дающих подножный корм,
решил ты вырваться за предел
осточертевших квадратных форм.

Ты взбунтовался. Кричишь: - Крадут!.. –
Ты не желаешь себя отдать….

(В. Лившиц, "Квадраты")


Полутысячелетняя эпоха Модерна, реализуя свои принципы, по мере движения в историческом времени всё больше и больше стягивала человека неким незримым каркасом донельзя зарегулированной, механистичной («нормальной») жизни (т.е. вписывала его в эти «осточертелые квадратные формы»).

Сергей Александрович Есенин, описывая Соединенные Штаты Америки (а по сути, буржуазное общество Модерна) пишет следующие строки:

Места нет здесь мечтам и химерам,
Отшумела тех лет пора.
Всё курьеры, курьеры, курьеры,
Маклера, маклера, маклера.
От еврея и до китайца,
Проходимец и джентльмен,
Все в единой графе считаются
Одинаково – «бизнесмен».
На цилиндры, шапо и кепи
Дождик акций свистит и льёт.
Вот где вам мировые цепи,
Вот где вам мировое жульё.
Если хочешь здесь душу выржать,
То сочтут: или глуп, или пьян.
Вот она - мировая биржа,
Вот они – подлецы всех стран!


Наращивая зарегулированность, Модерн превращал систему в паровой котел, внутри которого по нарастающей неумолимо продолжала накапливаться разрушительная энергия, грозящая системе колоссальным взрывом! Выяснилось, что человек скорее пойдет на то, чтобы разрушить систему и самого себя, нежели согласиться быть вписанным в эту самую «единую графу».

В начале XX века колоссальным взрывом стала Первая Мировая война, когда поля Европы оказались засеяны миллионами трупов…. Во имя чего?.. Позже фашисты сказали: «Ещё и еще вы будите наращивать нормальность, и она взорвется безумием!» …и они снова взорвали этот мир! …да так, что эхо этого взрыва до сих пор вовсю гуляет по планете….

Отвечая на вопрос о человеческой природе, Эрих Фромм пишет о том, что в человеке, конечно, заложена тенденция, обусловленная его многочисленными инстинктами – звериным началом, которое никуда не исчезло. Согласно этой тенденции, грызня представителей человечества друг с другом - за наживу и место под солнцем в рамках определенным образом сложившейся системы - может до определенной степени толкать человечество вперед по пути развития и прогресса. И это очень сильное начало, на которое, конечно, можно опереться. Но только не надо говорить, - уточняет Фромм, - что человеческая природа только этим и ограничивается, и другого начала в человеке нет!

На Западе ненавидели и проклинали советский строй в огромной степени за то, что в нем впервые был провозглашен новый человек! Западом было сказано, что человек по природе своей зол и эгоистичен. Утверждать, что это не так – глупо, а менять человека - преступно!..

В Советском Союзе же впервые была сделана заявка на нового человека! Было сказало, что если только раскрепостить и пробудить в человеке его высшие творческие способности - создать условия, которые способствовали бы движению каждого представителя общества к высшему в себе - то всё человечество в целом буквально взлетит на новый, качественно иной, гораздо более высокий уровень своего развития... Вспоминаются слова Богданова: "Человек ещё не пришел, но он близок, и его силуэт отчетливо вырисовывается на горизонте".

Советский человек, к огромному сожалению, не стал тем новым человеком, каким он должен был стать. Он стал гораздо лучше, …но комплексную задачу раскрепощения и пробуждения своих высших творческих способностей, к величайшему сожалению, он не решил. И тому есть множество причин, с которыми подробнейшим образом нужно разбираться.

Все прогрессы реакционны, если рушится человек! Эти слова, сказанные Андреем Вознесенским, приобретают особую актуальность именно сегодня – в условиях, когда слишком многое объективно свидетельствует о том, что прежний каркас Модерна начинает трещать по швам! А если это так, то вопрос о новом человеке, новом гуманизме сегодня становится для человечества тем самым гамлетовским «быть или не быть», что только по-настоящему и имеет значение, отодвигая далеко на периферию всё остальное!


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments